понедельник, 12 августа 2013 г.

РАЗРАБОТКА ВХОДА В ПЕЩЕРУ "ВУЛКАН"


   По старым следам на снегу, подвесив шахтерский фонарь за кабель к
ломику, а после ломик с кувалдой на плечо, я с кузнечным зубилом и
большим топором в правой руке и 30 гвоздями "сотки" в правом кармане лезу и лезу все выше и выше к намеченной цели: отверстию из которого таким странным путем выходят клубы белого пара.



    Достигнув конечной цели, поставил аккуратно инструмент, чтобы он не
мешал при следующей работе по изготовлению Лестницы и долбежки входа
и выбрасыванию вниз каменного и снежно-ледяного материала.
Дело встало за лестницей. Какой длинны ее делать, из какого материала,
где установить Лестницу? Елки рядом нет, если нести, то надо с далека и в
огромную гору. Здесь много березы. но она в коре недолговечна и через год
сгниет. Все же остановился на березе. Ведь лестница мне требуется
только сейчас, на несколько дней, дальше видно будет. А может пещера не
представляет особого интереса и в будущем лестница не потребуется.
Срубил рядом три березы: две на полотно, одну для ступенек. Обе
березы для полотна навалил на площадку, концы берез воткнул в снег почти
до самого камня. Дело стало за ступеньками. Ступеньки из сырой березы
хорошо вырубаю не то, что из сухого дерева - как кость.
Первые две ступеньки предварительно прибиваю на два гвоздя. Затем,
встав на уже прибитые ступени, прибиваю следующие, но уже на четыре
гвоздя - нагрузка на высоте больше да и опасно, если ступенька развернется
или оторвется: ухнешь с высоты при такой сложной работе как долбежка
скалы в неудобных условиях.
Ступенек как раз хватило на всю длину полотна лестницы.
Опустив одну ногу между ступенями, а второй встав на ступеньку,
наношу первый удар кувалдой по известняковой стене. Удачно!От монолита
откалывается порядочный кусок известняка. Не окремненный. Ну тогда дело
много легче.
Второй тоже по стене и тоже сбоку от узкого входного отверстия. Задача
состоит сперва в максимальном расширении привходовой части. В глубине
массива можно будет сузиться, чтобы только прошло человеческое тело.
Расширенная входовая часть нужна именно для свободной долбежки
глубинной части отверстия. Следующий удар наношу выше отверстия, затем
слева и в последнюю очередь снизу.
Пока откалывается порода хорошо - с краю она ослаблена водами
кислотными и щелочными, кислородом воздуха, морозом да и линия
сопротивления пока не велика. Снова со всех сторон расширяю отверстие,
ударяя выше и вбок по целым участкам ровной стены. Наконец настал такой
момент, что откалывание под действием только кувалды стало
невозможным. Я прекратил долбить гладкую наружную стену. Теперь
предстояло врубаться в глубинную часть отверстия.
Решил использовать кузнечное зубило, так нахваленное тем
мартеновцем. Дело сразу пошло и очень хорошо: Зубило прекрасно
откалывало в любом положении, удобно бралось, а острая его часть вовсе не
сминалась. Кроме того, боковые части а также верхняя и нижняя (части)
отверстия оказались окисленными и рыхлыми какого-то желтого цвета. Если
так дело войдет, то быть нам скоро в том гроте, что вовсе недалеко за 20см
стенкой.
Успешно врезаюсь в глубину, крушу неустойчивую окислившуюся
породу. Наиболее ослабленные участки долблю хорошо закаленным ломиком. Прошел где-то уже половину толщины стенки в отверстии.
Продолжаю двигаться вперед по отверстию, по прежнему действуя зубилом
на окисленные участки стенки отверстия. Сейчас уже довольно трудно
долбить зубилом: оно с длинной ручкой ручка зубила не входит. Трудно
ударять и кувалдой из-за длинны ручки кувалды и тесноты отверстия. И
ничего не поделаешь с инструментом. Он в нужных размерах. Просто
следует повторно расширить привходовую часть, чтобы в глубине можно
было действовать много свободнее.
Но пока есть возможность долбить известняк с помощью кувалды и
зубила, хоть но помалу, я делаю это стараясь пробиться до внутренней
стенке в гроте. Но мало-помалу окисленные участки начинают исчезать:
исчез он сверху, исчез справа. Кроме того, глыба, лежащая под лесенкой рухнула по
непонятным причинам и исчезла моя такая бы вроде надежная и проверенная
площадка. Но теперь это почти не имело никакого значения: Была лестница,
с деланная надежно, по всем правилам плотничьего мастерства. Она была
надежно воткнута в глубокий снег у основания скалы и поэтому дажене
пошевелилась, когда "надежная" глыба, создающая площадку с грохотом
полетела в низ и застряла где-то глубоко под снегом.
Я добрался уже почти до стенки грота внутри грота. Нижняя часть
отверс тия там была окислена на большую толщину и запросто бралась, а
дальше в гроте шел не грунт а толстый слой льда и снега, образовавшиеся из
инея.
Этот лед опять же запросто брался моим закаленным ломиком. Хорошо
бралась и левая сторона перед входом в грот и в гроте. И вот так
попеременно то долбя левую сторону, то низ, я успешно продвигался вперед.
Опасность представляла верхняя часть и правая. Они не были больше
окислены и представляли из себя обыкновенный серый монолитный
известняк. Это угрожало сдержать темпы так поначалу удачно начавшегося
предприятия.
Окисленная зона занимала большую часть с левой стороны
существующего отверстия. Поэтому новый план был: снова как можно
больше расширить привходовую часть слева и снизу с тем чтобы легче было
добиратись до большой толщины окисленной породы в глубинной части
отверстия слева и внизу, чтобы не тратить понапрасну время и силы на
долбежку крепкого монолита справа и сверху, идущего по всей длине
отверстия.
Поэтому я вновь начал кувлдой разрушать стену слева и внизу именно
теперь, когда линия сопротивления была намного сокращена удалением
большого количества окисленной породы.
Надо сказать, что теперь монолит плохо уже брался и слева и снизу. Во
всяком разе много хуже чем в самом начале работы. Но где дело не
поддавалось кувалде одной, я применял зубило с кувалдой, и это всегда
давало заметные сдвиги.
Где-то далеко вроде бы послышались звуки человеческого голоса и
потом со своей большой высоты я увидел группу, спустившуюся к Понышу.
Я запел от радости: люди пришли. И работа пошла немного веселее. Но потом я хватился: а нельзя ли их использовать для долбежки отверстия. Ведь
это мне облегчит Работу, послужит пропаганде пещер, а может родит
больших любителей пещер, надолго зараженных подземным миром. Надо
идти!
А в это время они уже установили палатку, задымил костер, а когда я
подобрался к кострищу, большая часть ребят была в "Чудестнице." У костра
оставались только двое дежурных, поддерживавших огонь и карауливших
имущество.
"Сколько вас?" " Пятеро". Это значит что в пещере только трое. "А мы
уже были в пещере и приехали сюда в основном за получением новых
фотографий этой занимательной пещеры." "А я занимаюсь специально
пещерами. 26 пещер на Поныше." и я их посвятил в историю открытия новой
пещеры "Вулкан", сделанного буквально на днях и пригласил их на
раздалбливание отверстия на входе в новую 27 пещеру.
Удивительно, но они согласились."Наши скоро прийдут, садитесь
поеште с нами". Признаться я изрядно проголодался на новой
необыкновенной для меня тяжелой физической работе да еще на свежем
воздухе и, конечно, не отказался от приглашения. От супа и каши валил
одуряюще приятный запах. Где-то в стороне у костра сбоку стояла миска чая.
Я навернул чашку туристского супа. Потом сюда же положили рисовой каши
и много масла и наконец, все это хозяйство в своем разошедшемся животе я
придавил двумя кружками хорошего крепкого и сладкого чая.
В скорости подошли ребята из пещеры, и мы сходу, не обсуждая особо
что нужно и что не нужно, отправились по моим старым следам к "Вулкану".
Похоже, что я нарвался на настоящих энтузиастов!
Проваливаемся в снегу, карабкаемся по глыбам, хватаемся за деревца,
чтобы подтянуться к верху или удержаться. Добравшись до места, сходу же
начинаем долбить. Сперва на лестнице сразу трое. Потом, когда вошли в
ритм работы, стал работать один, остальные стали искать и валить сухие
осины и ивы. Под козырьком скалы разложили костер, предварительно
расчистив снег. Начался снегопад, перешедший в слякоть, затем в настоящий
дождь.
А мои ребята ничего. Другие бы давно сбежали к себе в палатку по
дальше от тяжелой работы, перспективы которой весьма отдаленные.
Именно в дождь я познакомил их с применением сырой березы для
костра, ибо Сушняка здесь было мало. А кто его знает, сколько мы тут
задержимся на этой необыкновенной работе и сухих дров взять негде. Я
срубил несколько берез, которых здесь росло навалом, перерубил их на
короткие бревешки. Толстые раскалывали пополам или на четыре части.
Наложили на сушняк рядами березу. Вначале она горит плохо, подсыхает.
Потом горит отлично, давая высокую температуру и ни капли искр.
Мы буквально в считанные часы раздолбили монолит нижней части и
добрались до окисленной зоны нижней части отверстия. Потом начали
наступление тоже сначала на монолит левой части, а потом на ее окисленную
зону, прилегающую непосредственно к гроту.
Один из ребят попробовал лезти: сперва головой вперед, потом ногами.
Не получилось: узковато еще. Но видно было, что оставалось сделать работу, ну, какую-нибудь ерунду. За дело взялся я сам. Предстояло расширить
трудный правый бок. Я принялся за трудную долбежку монолита, причем на
правой стороне в отличии от левого трудного по всей длине хода. В ходу
было зубило и кувалда как всегда. Меня ждала удача: после прохода
небольшой части целика монолита я выскочил вновь в окисленную зону с
правой стороны.
Иду к костру: пришла смена. Хотя не холодно, но весь народ там, а на
народе как-то веселее.
У костра сущая жарища. Площадка под козырьком скалы вытаяла и
увеличилась в размерах. На расчищеном месте лежал сушняк, на котором мы
сидели. А один, как всегда занимался каменными работами у отверстия.
Вдруг все, как по команде поднялись и отправились к отверстию ибо
наше
кострище располагалось много ниже отверстия.
Тот-же смельчак сделал попытку протиснуться. Там!. Передаем
шахтерский фонарь. "Здесь грот!"
Еще ранее я указывал ребятам на перспективные направления в
противоположной стене грота, когда мы еще не залезли в грот и оглядывали
его из отверстия. Мое предсказание оказалось верным. Вслед за первым в
пещеру проскользнул второй энтузиаст и что-то там вдвоем делали.
Я не вмешивался в дело, стараясь предоставить ребятам полную
самостоятельность при открытии в новой пещере, сам не лез в пещеру, чтобы
воспитать новых любителей подземелий на такой неожиданной работе.
Только передал им свои стеариновые свечи.
Второй грот!"А тазика нет?" "НЕТ". "Давайте сюда инструмент. Там
виднеется еще ход." Тем временем в пещеру залез уже третий человек, а за
ним четвертый и пятый.
Они что-то копали лопатой, про которую я даже забыл сказать в списке
инструментов, долбили зубилом и кувалдой.
Третий грот!" А за ним какой-то узкий ход".
Вскоре они повылазили один за другим."Бр!Как в холодильнике".
" Никогда не видел такой сухой пещеры. Снаружи везде бежит вода, идет(!!)дождь, а тут сухо, сплошной сухой песок."
Ребята отправились вниз, а я остался и под великим дождем
раздалбливал отверстие шире, ибо я со своим грузным телом никак не мог
втиснуться в тесноту маленького отверстия новой пещеры и посмотреть
какие-то новые ходы и новые гроты. Кстати, ребята вытащили из пещеры
великолепный образец с наростами геликтитов. Я им разрешил: "ВЫ
первооткрыватели, Вам можно". Присутствие геликтитов говорило о
возможном существовании в пещере других пещерных образований, но на
пути к исследованию полости, стояла по прежнему узость, все еще
маленького для меня хода.
Я был сырой до нитки, но работая не ощущал холода, да и температура
была в общем то положительная, а главное из-за присутствия людей, этих
молодых товарищей - великих энтузиастов, у меня высоко поднялся тонус,
моральный дух, улучшилось общее состояние. Именно такими людьми и славится земля, именно такие увлекающиеся люди и творят большие дела, именно такие и создают для людей новые чудеса.
Весь инструмент был зарыт в песке грота N1. Поэтому придя в
следующий раз к "Вулкану", я сразу взялся за перспективные направления.
Прежде всего пошел по "узкому ходу" из грота N 3. Для нормальной работы
при перетаскивании песка и щебня из пещеры к выходу я принес с собой из
завода тазик из черного железа и 6мм проволоку длинной 1,5 м для
перетаскивания тазика.
Доставив инструмент в забой узкого хода в гроте N 3, я прежде всего
начал Очищать отверстие от песка, вытаскивая песок в грот N2, пока его
было не очень много. А в перспективе намечал затем, когда песка станет
порядочно в гроте N 2, протаскивать тазик в грот N1, там вываливать, а
потом лопатой вываливать в отверстие. А там, за отверстием места навалом:
вали хоть десятки кубометров!
Я убрал довольно много мешающего подойти к отверстию песка и для
разнообразия начал работу по другому перспективному направлению, но уже
в гроте N2. Здесь дела пошли быстро, ибо не требовалось таскать песок
тазиком: я просто выбрасывал его лопатой в грот N2. Ход опускался все
ниже и ниже.
Затем пошли большие плиты, но подручные. Пришлось их вытаскивать в
грот N1, там разбивать кувалдой, ибо они не проходили во входное
отверстие. За плитами пошла коренная скала, полностью перегораживающая
проход. В ход пошла кувалда. Окисленная скала буквально рассыпалась под
яростными ударами кувалды. Дальше виднелся довольно широкий и
свободный ход. Он шел влево и вправо. Метра через два стало тесно,
пришлось опять же раскапывать песок и вытаскивать его в грот N2. Через
полметра виднелось новое расширение, к которому я добрался только минут
через 30. Правое направление шло и дальше, но только под самым потолком
и очень узкое.
Пошел по левому направлению. Оно в отличии от правого шло очень
далеко, но так же как и правое для нормального продвижения требовало
некоторой работы по перетаскиванию грунта и на этот раз в грот N 1,
вываливая его в гроте N1, а затем лопатой на волю. Поэтому решил: так-как
работы много по перетаскиванию песка на перспективном направлении N2,
работы временно прекратить. Попытаться их продолжить, если, как и при
долбежке входа в пещеру, сумею пригласить новую партию народа.
При работе с сухим песком в ходах за гротом N2 я забил все легкие
пылью. Поэтому до субботы, когда вновь уйду к "Чудестнице", я старался
достать в заводе респираторы. Кладовщик УКСа ни в какую не давал
простых респираторов из марли. Я дал тогда обходной маневр: обратился к
слесарям УКСа. Я не работал в УКСе и мне ничего не выдали.
"Рублевку. Иди на улицу. Вынесу. Здесь все на виду." Минут через 10
выносит четыре марлевых респиратора, что и требовалось.
Я к "Чудестнице". В этот раз снова пришла какая-то группа молодежи.
Этих я долго уговаривал. Они были довольно неприветливы. Я чувствовал их
холодность и нежелание к новому делу. Но все же они согласились. Опять
пятеро лезем в высокую гору. Опять же пятеро проваливаемся в сырой снег,
карабкаемся по глыбам. В "Вулкане располагаемся цепочкой, чтобы
вытаскивать тазик с песком из глубины. Я в забое, одев марлевый респиратор
накладываю сухущий песок, затем он идет по нашей цепочке. Дело пошло. Я сумел пройти
почти весь правый проход по некоторой хорошо видимой пустоте. Далеко
прошли и левый ход. Но без всяких объявлений мои неприветливые гости
исчезли.
Да!Это были люди так себе. В основном любители на готовое, не то, что
те Великие энтузиасты той первой группы. Я им обещал, что покажу им одну
новую пещеру, если они будут работать со мной. Они ушли даже не
сказавшись. Но какая-то работа была проделана, Я решил им все же показать
обещанную им Суходольскую пещеру, которую я открыл и открыл в
1975году. Они сделали мало, но не в этом дело. Просто я хотел, показав им
еще одну пещеру, провести еще одну пропаганду пещер Лысьвенского
района среди новой группы людей.
Я ушел в сторону Обманки 1 довольно рано. Поджидал ребят, лежа на
телогрейке на уже подсохшей прошлогодней траве у отворота с
Кусьвинского тракта к будке освобожденных створовских(*) заключенных
при спуске в седло Большой Исаковки. Телогрейку я послал, боясь клещей,
которые просыпаются сейчас при весеннем тепле и по травинам
прошлогодней травы могут забраться в одежду.
Ребята подошли на лыжах довольно быстро. Времени у нас еще было
вполне достаточно, и мы должны были успеть зайти в Суходольскую
пещеру, а затем и на автобус.
На Вашкоре мы были где-то в 4 вечера. Быстро скользнули вдоль
Вашкура до Моста. Перешли Вашкур, прошли по одному из логов по старой
дороге и прямо повернули к Суходолке, где и находится пещера. "Пещера
расположена в 150м от дороги к Суходолке справа в невысокой каменной
гряде в первой скале этой гряды".
Мы уже у пещеры."Она невелика сейчас: дальняя часть перекрыта
озером". Ребята несмотря на пещерную грязь как были в чистом так и
исчезли во входе пещеры. Довольно быстро вылезли.
"Времени мало. Сделаем чай". На моем старом кострище, которое уже
вытаяло, разжигаем костер из сваленных сушин. Дольше разговоров - больше
дела.
Чай уже готов."А вы все пещеры так скрываете?" "Зачем? Просто мне
нужны помощники. А многие рассчитывают только на готовое, не вкладывая
своего труда в пещеры. А ведь поиск и исследование пещер - это великий
труд. Вот вы помогли мне,потрудились, и я вам показал хоть небольшую, но
новую пещеру.
Здесь очень близко от дороги с автобусным движением и можно
добираться быстро в любое время. Здесь прекрасный березняк, высокое
место, летом много грибов, летом прекрасное место отдыха. Но дальний
конец открывается только глубокой зимой, когда перемерзают трещины и
перестают поступать воды в пещеру."
Мы отправились в верх по Суходолке. Я решил показать ребятам еще и
Нырок речки Суходолки. Пятнадцать минут и мы там."Вот в эту
подковообразную гору и уходит Суходолка. Пойдемте на тракт. Через
четыреста метров в право от трасы исчезает под землей Обманка 1, Деревня
и называется Обманкой по речке, которая внезапно исчезает в большой
воронке".
От нырка 1 Обманки я пригласил ребят идти обратно в сторону
Профилактория ТГЗ. "Там ближе, да и в обманке 1 много народу садится:
вам будет трудно сести." Но как и при приглашении в пещеру "Вулкан", как
при работе в "Вулкане", так и при никчемных разговорах около суходольской
пещеры о том, что я что-то скрываю о пещерах они заупрямились. Видна
была их тупость, отсутствие сообразительности, элементарное желание
пользоваться только готовым, отсутствием желания трудится. Это далеко
были не те ребята - энтузиасты из первой группы.
Все прояснилось в 1 Обманке. Народу было действительно много.
Ребята, хоть с треском, но залезли. Последним залез Толя Я. Вот с ним да
еще с Н. (сейчас "мастер спорта" по туризму) и с секретарем горкома комсомола Б.
мы и залезли в дальний конец "Чудестницы". Я договорился тогда с ними,
что они помогут в создании спелеогруппы и сами, конечно, будут
участвовать в ней.
Но прошли годы, а ничего не сдвинулось с места, наоборот, эти друзья
всячески тормозили пещерную работу. К примеру Я. - фотограф редакции
"За передовую металлургию" всячески тормозил печатанье материалов о
пещерах как в городской газете "Искра", так и в газете "За передовую
металлургию". Их я называю образно тунеядцами пещерными, аферистами
от туризма. В погоне за званием "Мастер спорта" Н. Шел на все, но только
не на развитие туризма в Лысьве в больших масштабах. Прибрав к рукам
незаконными путями государственные денежки " элита из горкома партии и
горкома комсомола разъезжала по Тянь-Шаню, Саянам, даже Курилам. Это
были не туристы а тунеядцы, колесящие по стране за чужой счет. Целый год
они обычно жили мыслями о том, чтобы
вырваться летом в отпуск по дальше в новые края не за свой , за
государственный счет.
За счет этой "группы" неразборчивый для достижения звания "Мастер
спорта" Н. шел на все. В этой же группе "Элиты" были и уже Я. И Б..
Как попал в автобус Обманка 2 - Лысьва Я.? Оказывается он отделился
от группы тех последних ребят, о которых я говорил, чтобы посмотреть
весенний Поныш. Он у них был Руководителем. Яблоко от яблони не далеко
падает. Сам тунеядец от туризма, аферист от туризма, он, конечно, никогда
не мог воспитать таких людей, которые были в первой группе молодежи, с
которыми я штурмовал вход в "Вулкан". Ясно теперь, почему у них не было
ни активности, ни самостоятельности мысли, ни инициативы. Они по
подобию своего наставника были ленивы, тупы, надеялись на готовое. И
напрасно, ясное дело, я пытался в этой второй группе найти хоть чуточку
энтузиазма, хоть минуточку просветления. Этого ничего не было ожидать,
ибо эти люди были испорчены своим старшим товарищем. Вот как велика
роль наставника в становлении молодых кадров нашего общества.






Комментариев нет:

Отправить комментарий